Мониторы соединений и серверов
Рисунок 2.26. Мониторы соединений и серверов
Мониторы обоих типов могут быть стартованы как вручную, так и автоматически при запуске административной программы. Одним из возможных способов автоматического запуска мониторов является установка режима AutoAdminLogon для станции администратора и включение административной программы в группу запуска. Другой возможный способ - использование утилиты SrvAny из комплекта Windows NT Server Resource Kit.
Для общей оценки производительности и состояния сервера в реальном масштабе времени, а также сбора статистики за некоторый период работы используется Windows NT Performance Monitor, являющийся частью операционной системы. В момент установки сервера или административной консоли Exchange в базу объектов наблюдения операционной системы добавляется ряд показателей почтового сервера, таких как размер очереди сообщений, количество работающих пользователей, использование процессора отдельными процессами сервера и т.д. Для анализа собранных данных за некоторый период времени могут быть использованы такие программы как Excel или Crystal Reports (последняя входит в Exchange 5.0 Resource Kit).
Для протоколирования внутренних событий Exchange сервер может использовать системный журнал регистрации событий (event log). Для каждого компонента системы, будь то MTA, агент синхронизации каталога, хранилище, коннекторы и т.п., администратор имеет возможность определить, насколько подробно будут протоколироваться события, возникающие при работе данного компонента. Анализ журнала может оказаться очень полезен при выяснении причин некорректного функционирования той или иной компоненты сервера. Для получения отчетов по событиям, регистрируемым в журнале, может быть использована программа Crystal Reports.
Еще одним средством диагностики, предназначенным для отслеживания маршрута прохождения сообщений и результатов их обработки на серверах Exchange, является трассировка сообщений (Message Tracking). Для того чтобы использовать данное средство, трассировка сообщений должна быть разрешена на всех серверах Exchange в организации.
В этом случае каждый день на сервере в каталоге \\<Server>\tracking.log создается журнальный файл, в котором регистрируются события, имеющие отношение к обработке сообщений, такие как отправка, прием, маршрутизация, расширение списка рассылки, выдача отчета о доставке или недоставке и т.п. На основе анализа этой информации может быть получена картина прохождения и обработки сообщения на пути к адресату. Поиск сообщений может выполняться на основе сведений об отправителе и/или адресатах, кроме того, может выполняться поиск информации о сообщении по его идентификационному номеру, поиск всех сообщений, отправленных службами сервера, такими как MTA или системный ассистент, а также сообщений, полученных из внешних систем или от адресатов, отсутствующих в глобальной адресной книге. Полученные результаты могут быть использованы при отслеживании и оптимизации путей доставки сообщений, поиске и устранении ошибок в настройках таблиц маршрутизации, приводящих к возникновению почтовых петель и бесконечных циклов, а также потере сообщений. В случае трассировки сообщений в нескольких площадках организации требуется наличие канала связи с почтовым сервером, на котором происходит анализ журналов прохождения сообщений.